Рубенс и сёстры Фоурмент. Кто из них Сусанна?

Как пишут биографы великого художника, в его жизни заметный след оставили три музы: Изабелла Брант (первая жена), Елена Фоурмент (вторая жена) и Сусанна Фоурмент (сестра второй жены). Что касается жен — тут как бы все ясно: семейная жизнь. Сусанна — особый разговор: никто не утверждает, что она была любовницей Питера, но намеки на это проскальзывают почти у каждого автора, пишущего о жизни художника.

Естественно было бы поискать следы отношения Рубенса к Сусанне в его картинах. Но если крупные полотна в большинстве подписаны автором, то рисунки и этюды — увы! Принятая атрибуция произведений не всегда вяжется с логикой и с датами. Что делать зрителю? Воспринимать то, что он видит в музеях, на веру: далеко не каждому нужна истина, далеко не у каждого есть интерес докопаться до этой истины. Это не так уж и плохо: чему-то надо верить! Но кому-то нужна и правда.

То, что вы прочитаете дальше, — как бы логические построения, основанные на информации из Интернета, которая бывает и неполной, и недостоверной (например, автор статьи в Википедии пишет о помещенной им иллюстрации, что не помнит, где ее взял, — мол, где-то в Сети).

Каким образом сестры Фоурмент вошли в круг Рубенса? Его дед по матери был ткачом шпалер. Его тесть, отец Елены, был торговцем шпалерами. То есть оба семейства соприкасались на протяжении очень долгого времени (два-три поколения или больше). Возможно, они, что называется, «дружили семьями». Не исключено, что родственники посещали семью успешного живописца, и знакомство состоялось чуть ли не в то время, когда Сусанна и Елена были совсем маленькими девочками.

Среди полотен и графических работ Рубенса есть портреты сестер Фоурмент — Сусанны (старшей) и второй жены художника Елены (младшей).

Предположим, что у нас есть возможность побывать в Лувре, посмотреть работы Питера Пауля Рубенса. И не только живописные, но и графические. Их там великое множество, но нам сегодня интересны только сестры.

Следы старшей находим в творчестве Рубенса в 1620 году (если верить принятым датировкам работ). Мастер в расцвете сил, женат, есть трое детишек. Правда, судя по портретам Изабеллы, его жены, у нее есть какие-то достаточно серьезные проблемы со здоровьем. А тут появляется 16-летняя Сусанна (есть разночтения в дате рождения Сусанны — 1599 год или 1605 год).

Ее карандашный портрет датируется 1620 годом. Угловатые черты лица, цвет радужки — не то сероватый, не то голубоватый, резко очерчен лоб. И взгляд: ирония, насмешка, недоверие. Все сразу.

Сколько ей лет на портрете? Для 16-летней девушки — слишком взрослые переживания. И вообще, откуда такие чувства? Какие разговоры вел художник со своей моделью?

А теперь немножко попутешествуем и заглянем в музей изящных искусств в Марселе. Оказывается, и здесь есть портрет Сусанны Фоурмент. Только это уже — этюд маслом. Можно сказать, что эскиз карандашом и этюд маслом изображают одну и ту же девушку — сходство неоспоримо.

Вероятно, художник намеревался написать большой портрет и сделал для него эскизы. Но…

Есть возможность сравнить два эскиза, можно считать, что это — Сусанна. В этих портретах есть нечто совершенно фантастическое: ни в одном портрете, ни мужском, ни женском, Рубенс не ухватывал столь сложные чувства персонажа!

Вернемся в Лувр. Здесь есть еще один портрет, на табличке написано: «Питер Пауль Рубенс. Портрет Сусанны Фоурмент. 1620 год». Женщина на портрете мало напоминает Сусанну с карандашного этюда. Но — так написано.

Попробуем сделать еще один прыжок «через горы, через расстояния». Мы — в Лиссабоне, в музее Калусте Гульбекяна. Перед нами — портрет Елены Фоурмент в полный рост.

Как же так: в Париже и в Лиссабоне две картины с одним и тем же лицом, а называются по-разному. И датированы с разницей в 10 лет!

Можно только сожалеть о том, что нам ничего неизвестно о происхождении этикетки на картине из Лувра. Но, следуя логике, надо полагать, что и то, и другое лицо — это лицо Елены. И датировка, и название в Лувре ошибочны: должно быть «Елена Фоурмент. 1630 год». Скорее всего, луврский портрет был лишь заготовкой к лиссабонскому.

И ничего в этом портрете, кажется, нет: небольшое полотно, без ярких красок. Но глаза — это нечто невообразимо глубокое!

Этот эффект создается почти полным отсутствием различия в цвете радужки и зрачка. Яма, омут, пропасть!

Казалось бы, можно поставить точку. А если все наоборот? И в Лувре, и в Лиссабоне потрет Сусанны? Тогда Елену надо искать на других портретах, где нет места сомнениям, — там, где она рядом с Питером.


11:29 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Массажи в Таиланде. Часть третья

Массажи в Таиланде. Часть третья

Полный массаж. Последний день нашего пребывания в Патайе выдался очень насыщенным. С утра мы поехали на экскурсию в Срирачу в самый большой в мире тигровый зоопарк. Получили море удовольствия! Наблюд...
Что делать на уроках или на языковых курсах, если ничего не понимаешь?

Что делать на уроках или на язык...

Тех, кто начал учиться и бросил это безнадежное дело, не так уж мало. Говорят, что высокая мотивация — это залог успеха, но среди бросивших немало высокомотивированных людей. И всё-таки мат...
Идеальный офис – совсем не сказка

Идеальный офис – совсем не сказк...

Согласно результатам исследования, проведенного кадровым центром «Юнити», причиной каждого третьего увольнения среди офисных работников (включая менеджеров среднего и высшего звена) является постоянны...
Художница Берта Моризо. Почему её считают первой женщиной-импрессионистом?

Художница Берта Моризо. Почему е...

В середине апреля 1874 года в ателье фотографа Надара открылась выставка, буквально взорвавшая художественную жизнь Парижа. Тридцать молодых художников выставили 165 работ, разительно отличавшихся от ...
Что требуется знать чтобы выбрать высококвалифицированных специалистов для осуществления качественного ремонта?

Что требуется знать чтобы выбрат...

После покупки офиса, обычно, счастливым хозяевам приходится сразу же начинать ремонтные работы и лишь единичные случаи составляют исключение. Но приобретение недвижимости это далеко не единственная пр...
На кровле становится тесно или «Подковерная борьба за место под солнцем»

На кровле становится тесно или «...

Взгляните на огромные просторы кровель, красота, новые бренды, новые материалы, новые технологии. Кровли изменили свой облик, теперь они не все одинаковые, как кровли 20 века, теперь это кровли 21 ...
ПсихологияHi-TechФлора и фаунаРемонт и СтроительствоЗдоровье и МедицинаЕда, рецептыКультура и искусствоНаука и образованиеРабота и карьераДом и семьяИнтимная жизнь
Может заинтересовать:

Развивая портал:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный список полезных и отличных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать нужную информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и отличные статьи. На нашем сайте вы отыщите ответы на необходимые для вас вопросы. Простая система поиска дает возможность вам не тратя время отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск требуемой информации будет занимать у вас считанные секунды.