Зачем строили «мертвую дорогу»? Из истории грандиозных неосуществленных проектов

В конце 1980-х годов мне довелось попасть в Норильск. Удивительный город за Полярным кругом, которому по всем «нормальным» раскладкам существовать бы не полагалось. Даже местные жители откочевывали из этого гиблого места c началом полярной ночи, когда мороз и ветер делали жизнь здесь невозможной, как на Марсе.

На вечной мерзлоте и дом-то нормальный построить было нельзя. С наступлением весны мерзлота оттаивала. Но оттаивание шло неравномерно, одна часть дома проседала больше, другая меньше, и дома ломались. Если не считать нескольких многоэтажных «генеральских» домов в районе центральной площади (которая до 1961 года называлась площадью Сталина), застраивался Норильск домами барачного типа. Барак оказался самым подходящим типом жилья в этом лагерном городе.

Была в Норильске и своя железная дорога. Километров тридцать в одну сторону, до Талнахских рудников, и 100 километров в другую — до порта Дудинка на реке Енисей. Проезжая по этой дороге, я увидел удивительное здание — большой трехэтажный железнодорожный вокзал, построенный, судя по всему, в начале 1950-х годов.

В следующий свой приезд в Норильск я уже специально приехал сюда и увидел просторный зал ожидания с высоким потолком, несколько касс и множество подсобок, включая место, где должна была бы располагаться камера хранения. Все чин чином. И все несуразно велико для короткой железной дороги. Как объяснить это несоответствие?

Ответ пришел в голову, когда я вышел на платформу и обнаружил там памятник М. И. Калинину, который к городу Норильску не имел абсолютно никакого отношения. Памятник тоже поражал несуразно высоким пьедесталом. Это-то несоответствие и натолкнуло меня на правильную мысль.

Когда я представил на этом пьедестале статую Лучшего друга норильчан, все стало на свои места. Вдруг я увидел в метельной мгле стоящий у перрона скорый поезд «Норильск — Москва». Крупные чины МВД и простые трудящиеся занимали в нем места согласно купленным билетам. Из репродукторов грянул марш, загудел паровоз, поезд тронулся и растаял в полярной ночи, чтобы через трое с половиной суток причалить к перрону Ярославского вокзала в Москве.

Вокзал в Норильске строили для того, чтобы воплотить в жизнь это фантастическое видение. Строили, зная, что город обязательно превратится в крупную станцию Трансполярной железной дороги. Дороги, идущей по тундре вдоль Полярного круга куда-то далеко, может быть, даже до Берингова пролива. Дороги, которую прокладывали по приказу товарища Сталина.

Но не сбылось. Грандиозный железнодорожный проект, который вполне мог бы соперничать с проектом трансафриканской железной дороги, остался неосуществленным.

А замысел зародился еще до революции. Предполагалось, что железнодорожный путь оживит север Сибири, надежно соединив его с центром страны. Кроме того, железная дорога могла бы дублировать Великий Северный морской путь от Мурманска до Берингова пролива, который тогда только торили герои-моряки. Инженеры-путейцы предлагали различные варианты прокладки железной дороги, а сибирские купцы были не прочь поучаствовать в ее создании. Даже художник А. А. Борисов (1866−1934), сердце которого прикипело к Северу не меньше, чем сердце его товарища Н. Рериха — к Гималаям, предлагал частично профинансировать строительство железной дороги от Оби до Мурманска. Но ясно было, что такой грандиозный, да к тому же стратегический проект без участия государства не поднять. Изыскательские работы на трассе должны были начаться в 1917 — 1922 годах. Ясно, что их так и не начинали.

Строить Трансполярную железную дорогу начали только через тридцать лет, и начали, можно сказать, внезапно. Настолько внезапно, что строители буквально «наступали на пятки» изыскателям.

Причина такой поспешности была одна: товарищ Сталин решил всерьез обустроить Север. А то ведь летом 1942 года немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» почти без помех произвел рейд по Карскому морю. Посему в Обской губе около мыса Каменный было решено построить базу для военных кораблей Северного флота. А к базе подвести железную дорогу.

И повели. Благо, вести, казалось бы, не так далеко. Еще в 1941 году заполярная Воркута была соединена железной дорогой с центром страны. В 1947 году от станции Чум, находящейся на этой дороге, начали строить ответвление на восток. За два года строители (ясно, что дорогу эту строили силами заключенных) пересекли Полярный Урал и дошли до поселка Лабытнанги, находившегося на берегу Оби. План Великого вождя выполнен?

А вот и нет! К этому времени выяснилось, что в Обской губе океанского порта построить нельзя — мелковато там для больших судов. И порт решили переместить на полторы тысячи километров восточнее — в Игарку, порт на Енисее. Значит, и железнодорожный путь следовало продлить на восток. Вот и пошла вдоль Полярного круга железная дорога, у которой было много названий, но которая более всего известна под именем «Мертвая дорога».

«Мертвая» — во многих смыслах. Но главным образом из-за того, что почти сразу же после смерти Сталина работы на трассе свернули. К концу 1950-х годов почти проложенную трассу можно было бы считать самым протяженным музеем тоталитаризма в мире. Демонстрирующим, среди прочего, и потрясающую неэффективность лагерного рабского труда. Железнодорожные насыпи выветривались или уходили навсегда в оттаявшую вечную мерзлоту. То и дело посреди мелких полярных лиственниц по сей день попадаются брошенные паровозы. Рядом вполне различимые следы лагерных зон, где лучше всего сохранилась внутренняя тюрьма. И кладбища, кладбища…

«Мертвая дорога» могла бы ожить в середине 1970-х годов, когда было открыто Ново-Уренгойское газовое месторождение. Но «оживили» только участок от Уренгоя до Надыма. Вполне возможно, что после развала Советского Союза и этот участок постигла судьба еще одного грандиозного проекта — Байкало-Амурской магистрали — скорее мертвой, нежели живой железной дороги.


11:28 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Как Стинг написал песни про русских и англичанина в Нью-Йорке?

Как Стинг написал песни про русс...

Прошлый раз мы оставили Стинга в тот самый момент, когда его группа THE POLICE находилась в периоде полураспада. И хотя свой первый сольный альбом — «Dream of the Blue Turtles» ...
Вкусные рецепты: =АНАНАСОВЫЕ КАБАЧКИ=, "Наши бабочки", пирог "коровьи креветки"

Вкусные рецепты: =АНАНАСОВЫЕ КАБ...

=АНАНАСОВЫЕ КАБАЧКИ=Кабачок нарезать фигурно, лимон мелко порезать, не очищая. Продукты залить сладким кипятком, кипятить 4 мин. Настаивать 12 часов Вам понадобится:1 кабачок1 лимон импортный (наш гор...
Вкусные рецепты: Суп мисо с рыбными шариками Камабоко, САЙДА,ЗАПЕЧЕННАЯ С ЦИТPУСОВЫМИ, Торт "Малахов"

Вкусные рецепты: Суп мисо с рыбн...

Суп мисо с рыбными шариками КамабокоДля начала сварим бульон Итабаи даши. 1 горсть сухой морской капусты (это водоросли Комбу) и кусок хребта лосося длиной 10-15 смзалить водой ,довести до кипения и в...
Очистка и ремонтирование скважин: что следует принимать во внимание?

Очистка и ремонтирование скважин...

Скважина на огороженном участке – залог комфортабельного и приятного дачного отдыха. Но просто пробурить скважину под ключ недостаточно – с течением времени ее приходится чистить, чтобы он...
Американский керл, особенности породы

Американский керл, особенности п...

Порода американский керл представила миру милых кошек с завитыми ушами. Вскоре после своего появления эти умные, веселые и активные питомцы завоевали широкую популярность и победили стандарты консерва...
Ольга. 2-ая часть. День второй. Меня назначили быть ПРИЗОМ. Первый призёр – Володя

Ольга. 2-ая часть. День второй. ...

На следующее утро! Я по звонку в дверь быстро открыла в дверь и жестом пригласила Гену в квартиру. На что он возмутился. Ты, что, блядь, забыла инструкцию. Широко открываешь дверь и решительно выходиш...
ПсихологияHi-TechФлора и фаунаРемонт и СтроительствоЗдоровье и МедицинаЕда, рецептыКультура и искусствоНаука и образованиеРабота и карьераДом и семьяИнтимная жизнь
Познавательное:

Новости развития информационнного портала:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный список полезных и отличных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать нужную информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и отличные статьи. На нашем сайте вы отыщите ответы на необходимые для вас вопросы. Простая система поиска дает возможность вам не тратя время отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск требуемой информации будет занимать у вас считанные секунды.