Какое оно, современное финское искусство?

Какое?. . В первую очередь, наверное, разное. На мой взгляд, именно такой вывод можно сделать, ознакомившись с экспозицией выставки современных финских художников из губерний Оулу и Лапландия, открывшейся 14 сентября в Музее изобразительных искусств Республики Карелия.

Конечно, две губернии — это ещё не вся Финляндия, но они — неотъемлемая составляющая страны как единого целого. А по отдельным частям целого можно с достаточно большой долей уверенности судить и о нем самом.

И если это сделать, то да — первое, что бросается в глаза — «разность» представленных на выставке художников. В экспозиции — и графика, и живопись, и скульптура. Есть фотографии, художественные объекты, инсталляции.

Но не только разные подходы авторов к отображению в своих произведениях того, что волнует их, порождает это многообразие. Различен и материал, с которым работают художники. Кто-то предпочитает традиционные бумагу, картон и краски (акрил или акварель), кто-то — дерево (липа, ольха, береза). Кто-то работает со стеклом, а кому-то больше по душе металл. А в дополнение к уже давно известным материалам и способам работы с ними появляется что-то новое, вошедшее в нашу жизнь совсем недавно. Галогеновые лампы, цифровая видеосъемка, например.

А как же иначе? Искусство-то… Современное. Значит, должно (просто обязано!) использовать современные материалы и технологии.

Но каждый из авторов относится к тому материалу, с которым работает, с настоящей любовью и, наверное, где-то там, в глубине своего «я», считает его живым, способным передать те чувства и эмоции, что возникают у художника в процессе творчества.

Как сказала Мери Джейн Грегори, представленная на выставке, среди прочего, и работой «Эллитялли», напоминающей интерактивную игру многослойного рисунка на стекле с бесконечным числом его зеркальных отражений: «Трогать стекло — всё равно, что заниматься любовью. Оно может быть как мягким, так и чрезвычайно опасным. Поэтому с ним надо быть твердым, но нежным».

Но главная «разность» современного финского искусства, в том, что каждый из авторов — индивидуальность, которая имеет свой личный, зачастую — неповторимый взгляд на окружающую его жизнь, и по-своему, оригинально доносит своё видение этой жизни до современников.

Так, Юсси Валтакари, автор небольших по размеру скульптурных композиций, считает, что: «Существуют вещи и ситуации, которые невозможно изменить. Но можно понять их и выразить своё отношение к ним».

А вот это «выражение» у каждого из авторов своё. Равно как и «понимание». При этом надо помнить о том, что мысль, заложенная художником в своё произведение, не тождественна тем мыслям, которые возникают уже у нас, зрителей. Что, в свою очередь, порождает мультипликативный эффект восприятия. И один и тот же художественный объект становится многозначным в наших, зрительских глазах. При этом его «разность» уже нами самими возводится в степень «n», где «n» — количество людей, увидевших конкретное произведение и, задумавшись, остановившихся перед ним.

И всё же у всех произведений, представленных на выставке, есть что-то общее, объединяющее их и делающее неотъемлемой частью общеевропейского, а в конечном итоге и мирового искусства.

Наверное, не просто так художник Эса Мелтаус считает своим девизом высказывание польского писателя Ежи Станислава Ленца — «Поэт рыбачит в реке, которая течет сквозь него». Хотя, наверное, в этом есть и что-то своё, личное. Эса родился в 1961 г. в Виртаярви. А «ярви» по-фински — озеро, из которого обязательно вытекает (или впадает в него!) какая-нибудь речка. Так или иначе, но акварели Мелтауса так же светлы и прозрачны, как чистые воды многочисленных рек и озер его Родины. Только это уже не речные или озерные воды, а та жизнь, что течет сквозь художника, выплескиваясь уверенными мазками кисти на его картины.

Общим для всех современных финских художников, представленных на выставке, является и то, что творят они, опираясь на основу, заложенную их предшественниками. Создавая что-то своё, новое современное искусство Финляндии не забывает о своих корнях.

Юсси Валтакари режет свои деревянные скульптурные композиции доставшимся ему от отца зеркально гладким лапландским ножом. Тем самым, которым тот когда-то вырезал для него игрушечный меч.

Одним из источников вдохновения для скульптора Ристо Иммонена стал эпос «Калевала», благодаря которому им создана собственная визуальная версия образов карельских женщин — таинственных и загадочных. А его работа «Раненый ангел» — современная интерпретация одноименной картины одного из финских классиков — Хуго Симмберга (1903 г. ), хранящейся в хельсинкском музее Атенеум.

Но главное, что объединяет современных финских художников — это те вопросы, на которые они ищут ответы в своих произведениях. И главный из них — что такое наша жизнь?

Кто-то, как Сакари Матинлаури, считает, что это — извилистый путь, усеянный терниями, на котором не всегда стоит надеяться на окружающих, ибо брошенный тебе спасательный круг — разомкнутая окружность из идеально отполированной нержавеющей стали, по бокам которой — острые шипы. Чтобы ты, не приведи Господь, невзначай не уцепился за него, ободренный мнимым сопереживанием находящихся на берегу…

В чем-то солидарен с ним и Эса Мелтаус, пытающийся, на мой взгляд, донести до нас своей акварелью «Шкура II» мысль о том, что под внешней оболочкой многих из окружающих нас людей нет ничего, кроме скелета. Хотя… Может, это не так уж и плохо? Ведь скелет — это тот стержень, на котором может и должна крепиться личная жизненная позиция каждого из нас. Значит, ещё не всё потеряно!

По-своему на извечный философский вопрос отвечает Вейко Тёрмянен в композиции «Отправление»: да, наша жизнь — игра. Но ведь никто не тянет нас силком за карточный столик?! Так и в жизни. У каждого всегда есть выбор — в темный или светлый вагон сесть. Но, даже поднимаясь по ступенькам в светлый, надо помнить, что помимо разноцветья жизни, чувств и эмоций, в нём всегда есть вкрапления черных точек…

Наверное, можно ещё много и долго рассказывать даже об этой, совсем небольшой группе представителей современного финского искусства, с чьими работами нынешней осенью смогут познакомиться жители карельской столицы, но… Каков же ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи? На мой взгляд, на него невозможно ответить однозначно. У каждого из нас ответ будет свой.

Поэтому, если будет такая возможность — посетите выставку. Ну, а не будет — не каждый ведь сможет приехать в Петрозаводск в ближайшие дни и недели… — читайте этот материал и смотрите фотографии с выставки. Смотрите, думайте, делайте выводы. И ищите свои, личные ответы на те вопросы, которые ставят перед нами современные финские художники. И сама жизнь…


11:22 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Почему китайцы плюются и сморкаются?

Почему китайцы плюются и сморкаю...

В большинстве «цивилизованных» стран считается неприличным плеваться и сморкаться на землю или на пол в общественных местах. Для этого существуют урны, плевательницы, носовые платки (в том...
Почему люди занимаются наукой?

Почему люди занимаются наукой?

Сие занятие хлопотное, а в нашей стране и не престижное. Правда, в западном мире к «яйцеголовым» тоже относятся с опаской. Только восточные традиции воспитывают уважение к учителю. За...
Как создать современный научный журнал?

Как создать современный научный ...

Современные научные журналы не только являются подспорьем для отражения результатов научных исследований, трансляции мирового опыта в рамках конкретных научных областей, но и позволяют неплохо зарабат...
Во что мы верим… или не верим?

Во что мы верим… или не верим?

А вы когда-нибудь задумывались над тем, почему сейчас, в век высокоразвитых научных технологий, когда человечество уже вплотную приблизилось к разгадкам тайн далеких миров, многие верят в бога, различ...
Вкусные рецепты: Суп с овощами и шампиньонами, Клюквенный десерт, Креветочный суп с овощами

Вкусные рецепты: Суп с овощами и...

Суп с овощами и шампиньонамиОстался у меня грибной бульончик после готовки фаршированных шампиньонов, захотелось легкого супчика. Посему в кипящий грибной бульон кладем порезанный кубиками картофель, ...
Долгая дорога к зрелости. Зависимость или независимость?

Долгая дорога к зрелости. Зависи...

«Взрослый человек — этот тот, кому не нужно ни за кого цепляться и ни на кого опираться. Взрослый человек — это тот, кто счастлив наедине с собой», — сказа...
ПсихологияHi-TechФлора и фаунаРемонт и СтроительствоЗдоровье и МедицинаЕда, рецептыКультура и искусствоНаука и образованиеРабота и карьераДом и семьяИнтимная жизнь
Интересное:

Новости развития информационнного портала:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный список полезных и отличных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать нужную информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и отличные статьи. На нашем сайте вы отыщите ответы на необходимые для вас вопросы. Простая система поиска дает возможность вам не тратя время отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск требуемой информации будет занимать у вас считанные секунды.