Кто прячется в тени «Авроры»?

Капитану Анатолию Петровичу Юрченко шёл семьдесят шестой год, и брошенные им мимоходом слова о том, что буксир «Соколик» в полтора раза старше его самого, вначале были восприняты как шутка. Оказалось, что напрасно: буксиру на самом деле перевалило за сотню. Он встал в строй Российского флота одновременно с легендарным крейсером «Аврора»…

Но если про крейсер мы знаем даже то, что ему снилось в предутренний час, то информация о «Соколике» ограничивалась годом его рождения: 1903. Даже Средне-Невский судостроительный завод, на котором трудится ветеран-буксир, оказался младше на девять лет. Местом рождения буксира мне называли и Санкт-Петербург, и Ригу; но так как столичное Адмиралтейство строило в основном крупнотоннажный военный флот и мелочью не промышляло, то гораздо более вероятным был рижский след.

Походы в архив и музей завода информации не добавили: здесь собраны документы лишь о строившихся кораблях и их истории. О старейшем работнике верфи, буксире «Соколик», практически ничего — судовое свидетельство, выданное Государственной речной инспекцией, да одинокая, надорванная посередине фотография с надписью на обратной стороне: август 1952 года…

Учитывая, что завод с момента основания по настоящее время строил эскадренные миноносцы, торпедные и ракетные катера, я обратился к архивам военным. Но ни Центральный военно-морской архив Министерства обороны РФ, ни Архив Ленинградского военного округа, ни Российский государственный архив военно-морского флота военной тайны буксира «Соколик» не раскрыли — ничего. Также ничего не рассказали о нём ни такое авторитетное издание, как речная справочная книжка корабельного инженера Е. Л. Смирнова, ни сборники Министерства путей сообщения от 1915-го, Речного и Морского Регистров от 1922-го и более поздних годов: до определённого времени в них не включалась информация о судах, приобретённых отечественными судовладельцами, но построенных ранее не по их заказу.

Возможно, изначально «Соколик» имел другое название, и я пытался выяснить его имя, сравнивая габариты и прочие технические данные с построенными в те годы служебным баркасом «Ундина» завода Зиновьева и К (Нарва), с «Наядой» и «Странницей» завода Крейтона (Або)… Пусто. Зеро. Проект, а также его заказчик, неизвестны. Однако абсолютного вакуума в природе не существует, и мало-помалу из отрывочных сведений, полученных в процессе поисков, стала проявляться (хотя и с немалой долей вероятных отклонений от истины) история этого судна.

Дабы не утомлять читателя многократными «возможно», «предположительно» и «вероятно», я расскажу историю буксира «Соколик» так, как сложил её из инфо-паззлов я сам.

Итак, год 1903-й. На рижском кораблестроительном заводе «Ланге и сын» строятся любые плавсредства, от речной баржи до морской яхты. Но в мире бушует экономический кризис, многие предприятия стоят на грани банкротства и отказываются от ранее сделанных заказов. Один из таких «отказников» — паровой буксир «Соколик». Его характеристики: длина 16,5 м, ширина 3,12 м, высота борта 1,8 м, осадка 1,38 м; главный двигатель: вертикальная паровая машина Compaund мощностью 48 и. л. с., диаметр I-го цилиндра 121 мм, диаметр II-го цилиндра 210 мм, ход поршня 152 мм. Паровой котёл с рабочим давлением 8−8,5 кГ/кв. см и поверхностью нагрева около 20 кв. м работает на угле, часовой расход 24 кг (1,5 пуда). Корпус клёпаный, экипаж 3 человека.

Банкротство грозило и кораблестроительному заводу «Ланге и сын». Однако великий князь Александр Михайлович Романов, отвечавший в Российской империи за развитие флота, повелел выделить казенные деньги для спасения предприятия, попросту купив должника в собственность государства. Государство, кстати, не хотело само владеть предприятием и через несколько лет продало его акции русским и французским банкам. Своим спасением завод обязан тому обстоятельству, что с 1897 года на нём по заказу российского государства строились небольшие военные корабли. И в преддверии Русско-Японской войны «Ланге и сын», невзирая на долги, не только не закрылся, но получил крупный заказ. Многие эсминцы постройки судоверфи «Ланге и сын» успешно воевали против немцев и в Первую мировую, и в Великую Отечественную. А «Соколик», благодаря этому заказу, не был распилен на металлолом и остался при заводе в качестве служебного парохода.

После Октябрьской революции 1917 года российский флот выводится с территории получившей суверенитет Латвии, вместе со всеми уходит в Петроград и железный герой моего очерка. В Петрограде буксир попадает в Морское областное управление, а в 1921 году в числе других полуживых буксиров обнаруживается на капитальном ремонте на Усть-Ижорской верфи. Верфь растёт, меняет облик и названия: с 1931 года это Усть-Ижорская опытно-показательная электроверфь, позже — завод № 363, Средне-Невский судостроительный завод. В сохранившихся приказах по верфи, начиная с 1925 года, нет ни слова о зачислении «на довольствие» буксира «Соколик», из чего делаю вывод: после ремонта он с заводом уже не расставался.

На маленький буксир возложили большую работу: помимо собственно буксировки кораблей и барж, сходящих со стапеля, он возил рабочих по Неве на смену, беря до сорока человек за рейс; доставлял комплектующие изделия с заводов Ленинграда, а зимой ещё и в качестве ледокола трудился на акватории верфи — очищал ото льда стапельный ковш. Во время Великой Отечественной войны линия фронта проходила всего в пяти километрах от завода. Всю войну здесь строились бронекатера, тральщики, плашкоуты для Дороги Жизни. «Соколик» тоже воевал, оборонял завод; на нём были установлены два пулемёта, на носу и на корме; при этом не забывал он и свою основную буксирную работу. 18 сентября 1943 г. в результате прямого попадания снаряда «Соколик» затонул. С помощью ручных лебедок и при участии водолазов пароход удалось вытащить на берег и отремонтировать.

В 1961 году пароход перенёс «операцию на сердце»: паровую машину демонтировали, вместо неё установили дизельный двигатель 3Д6, а клёпанный корпус сделали сварным, немного изменив размеры. Благодаря реконструкции экипаж сократился на одного человека — кочегар стал не нужен. В конце 80-х, незадолго до гибели Советского Союза, буксир ещё раз подвергся капитальному ремонту и замене двигателя на более мощный 3Д6Н-235С2 (235 «лошадок» вместо 150).

С развалом СССР зачахли и флот, и судостроение. Страна, имеющая выход к трём океанам, уже более 20 лет морской державой является лишь де-юре: практически весь рыболовный флот уничтожен, 95% морских торговых перевозок осуществляют корабли чужих стран, и даже большая часть действующего речного флота построена в 50−70-е годы прошлого века. Мощь флота с каждым годом всё сильнее напоминает живые мощи: до сих пор эксплуатируется на Северной Двине колёсный пассажирский пароход «Н. В. Гоголь» 1911 года постройки; скромно служит в Военно-Морском Флоте спасателем катамаран «Коммуна» (бывший «Волхов») 1915 года; и буксир «Соколик», перешагнув из кризиса начала XX-го в кризисы XXI-го, продолжает трудиться, хотя уже и не так интенсивно, как раньше. Им бы всем в памятники податься по выслуге лет, да работать некому будет: новорождённые корабли норовят сразу на чужом флаге жениться.

В декабре 2011-го «Соколик» подняли на слип для очередного капитального ремонта, подготовили к покраске корпус, для улучшения манёвренности планируется установить подруливающее устройство. Будут деньги — будет снова новее нового наш 109-летний ветеран, куда там «Авроре»…

Вот такую историю я выудил из фразы, брошенной мимоходом капитаном раритетного буксира.

P. S. Буду благодарен за любую информацию, подтверждающую либо опровергающую мою версию истории буксира «Соколик».


11:19 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Вкусные рецепты: Супербыстрый орехово-шоколадный пирог, Рыбная закуска, салатик

Вкусные рецепты: Супербыстрый орехово-шоколадный пир...

Супербыстрый орехово-шоколадный пирогШоколад заранее натереть на крупной тёрке и убрать в морозильник. Яйца взбить с сахаром и ванилином в пену. Всыпать растворимый кофе и взбивать, пока весь кофе не ...
Сохранение романтики

Сохранение романтики

Первый взгляд, первое прикосновение - это то, что вызывает в нас необыкновенно яркие эмоции. Влюбленность пронизывает все тело и душу, мир вокруг становиться другим, сами мы становимся сильнее и лучше...
Кто лучше создаст сайт

Кто лучше создаст сайт

В наше время существует множество инструментов дизайна и веб-программирования, множество удобных средств визуального проектирования, но всё же создание сайтов является сложной задачей, в разработке к...
Почему Traffic inpector?

Почему Traffic inpector?

Появилась возможность подключить высокоскоростной Интернет, но тут же возник вопрос, разграничения доступа к сети Internet в домашней локальной сети (около 150 ПК). Было прочитано довольно много разл...
Фирменный стиль: что это такое?

Фирменный стиль: что это такое?

Понятие корпоративного или фирменного стиля появилось в США в начале ХХ века, когда количество компаний, работающих в одной области, критически возросло, и на первое место вышла необходимость создания...
Темперамент - на выбор?

Темперамент - на выбор?

Говорят, что у каждого человека есть характер и темперамент. И что есть люди разных типов темперамента: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики. Причём утверждается, что изменить темперамент не ...
Популярное

Ледниковый период 3: эра динозавров / ice age: daw

К событиям «Ледникового периода 3» жизнь главных героев мультфильма потерпела некоторые изменения. М...

Как заболеть летом?

Многие из нас напрасно считают, будто бы лето — в противовес зиме, а также осени и в...

Новогоднее волшебство.

В декабре зима вступает в свои права: на улице становится заметно холоднее, деревья и кустарники сбр...

Вкусные рецепты: Колобки из свинины, Печеночный па

Колобки из свининыВырезку нарезать кубиками, как можно мельче , добавить аджику и майонез, хорошо пе...

Для чего пишутся стихи? Для рифмы!

Порой поэтам указывают на какую-нибудь строку: «Для рифмы написал». Думают, укололи. А в...

Применение медного купороса

На полках садовых магазинов можно заметить пакеты, на которых написано «медный купорос». Этим старин...

Промышленный альпинизм: выбираем подрядчика. Расск

Зачем нужны высотные работы? Разумеется многие уже знают, что профессионалы этой отрасли без каких-л...

Трубы водоснабжения: какой материал выбрать

Первое с чего обычно начинают выбирая трубы водоснабжения – их стоимость. То есть, стоимость материа...

Несколько слов о табличках

В наше время очень сложно встретить хотя бы одно офисное здание или офис в котором мы не смогли бы в...

Выращивание лука-порея

Сегодня МирСоветов расскажет о том, как выращивать на даче ещё одно полезное для здоровья растение –...



О информационном портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный список полезных и отличных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать нужную информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и отличные статьи. На нашем сайте вы отыщите ответы на необходимые для вас вопросы. Простая система поиска дает возможность вам не тратя время отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск требуемой информации будет занимать у вас считанные секунды.