Кто прячется в тени «Авроры»?

Капитану Анатолию Петровичу Юрченко шёл семьдесят шестой год, и брошенные им мимоходом слова о том, что буксир «Соколик» в полтора раза старше его самого, вначале были восприняты как шутка. Оказалось, что напрасно: буксиру на самом деле перевалило за сотню. Он встал в строй Российского флота одновременно с легендарным крейсером «Аврора»…

Но если про крейсер мы знаем даже то, что ему снилось в предутренний час, то информация о «Соколике» ограничивалась годом его рождения: 1903. Даже Средне-Невский судостроительный завод, на котором трудится ветеран-буксир, оказался младше на девять лет. Местом рождения буксира мне называли и Санкт-Петербург, и Ригу; но так как столичное Адмиралтейство строило в основном крупнотоннажный военный флот и мелочью не промышляло, то гораздо более вероятным был рижский след.

Походы в архив и музей завода информации не добавили: здесь собраны документы лишь о строившихся кораблях и их истории. О старейшем работнике верфи, буксире «Соколик», практически ничего — судовое свидетельство, выданное Государственной речной инспекцией, да одинокая, надорванная посередине фотография с надписью на обратной стороне: август 1952 года…

Учитывая, что завод с момента основания по настоящее время строил эскадренные миноносцы, торпедные и ракетные катера, я обратился к архивам военным. Но ни Центральный военно-морской архив Министерства обороны РФ, ни Архив Ленинградского военного округа, ни Российский государственный архив военно-морского флота военной тайны буксира «Соколик» не раскрыли — ничего. Также ничего не рассказали о нём ни такое авторитетное издание, как речная справочная книжка корабельного инженера Е. Л. Смирнова, ни сборники Министерства путей сообщения от 1915-го, Речного и Морского Регистров от 1922-го и более поздних годов: до определённого времени в них не включалась информация о судах, приобретённых отечественными судовладельцами, но построенных ранее не по их заказу.

Возможно, изначально «Соколик» имел другое название, и я пытался выяснить его имя, сравнивая габариты и прочие технические данные с построенными в те годы служебным баркасом «Ундина» завода Зиновьева и К (Нарва), с «Наядой» и «Странницей» завода Крейтона (Або)… Пусто. Зеро. Проект, а также его заказчик, неизвестны. Однако абсолютного вакуума в природе не существует, и мало-помалу из отрывочных сведений, полученных в процессе поисков, стала проявляться (хотя и с немалой долей вероятных отклонений от истины) история этого судна.

Дабы не утомлять читателя многократными «возможно», «предположительно» и «вероятно», я расскажу историю буксира «Соколик» так, как сложил её из инфо-паззлов я сам.

Итак, год 1903-й. На рижском кораблестроительном заводе «Ланге и сын» строятся любые плавсредства, от речной баржи до морской яхты. Но в мире бушует экономический кризис, многие предприятия стоят на грани банкротства и отказываются от ранее сделанных заказов. Один из таких «отказников» — паровой буксир «Соколик». Его характеристики: длина 16,5 м, ширина 3,12 м, высота борта 1,8 м, осадка 1,38 м; главный двигатель: вертикальная паровая машина Compaund мощностью 48 и. л. с., диаметр I-го цилиндра 121 мм, диаметр II-го цилиндра 210 мм, ход поршня 152 мм. Паровой котёл с рабочим давлением 8−8,5 кГ/кв. см и поверхностью нагрева около 20 кв. м работает на угле, часовой расход 24 кг (1,5 пуда). Корпус клёпаный, экипаж 3 человека.

Банкротство грозило и кораблестроительному заводу «Ланге и сын». Однако великий князь Александр Михайлович Романов, отвечавший в Российской империи за развитие флота, повелел выделить казенные деньги для спасения предприятия, попросту купив должника в собственность государства. Государство, кстати, не хотело само владеть предприятием и через несколько лет продало его акции русским и французским банкам. Своим спасением завод обязан тому обстоятельству, что с 1897 года на нём по заказу российского государства строились небольшие военные корабли. И в преддверии Русско-Японской войны «Ланге и сын», невзирая на долги, не только не закрылся, но получил крупный заказ. Многие эсминцы постройки судоверфи «Ланге и сын» успешно воевали против немцев и в Первую мировую, и в Великую Отечественную. А «Соколик», благодаря этому заказу, не был распилен на металлолом и остался при заводе в качестве служебного парохода.

После Октябрьской революции 1917 года российский флот выводится с территории получившей суверенитет Латвии, вместе со всеми уходит в Петроград и железный герой моего очерка. В Петрограде буксир попадает в Морское областное управление, а в 1921 году в числе других полуживых буксиров обнаруживается на капитальном ремонте на Усть-Ижорской верфи. Верфь растёт, меняет облик и названия: с 1931 года это Усть-Ижорская опытно-показательная электроверфь, позже — завод № 363, Средне-Невский судостроительный завод. В сохранившихся приказах по верфи, начиная с 1925 года, нет ни слова о зачислении «на довольствие» буксира «Соколик», из чего делаю вывод: после ремонта он с заводом уже не расставался.

На маленький буксир возложили большую работу: помимо собственно буксировки кораблей и барж, сходящих со стапеля, он возил рабочих по Неве на смену, беря до сорока человек за рейс; доставлял комплектующие изделия с заводов Ленинграда, а зимой ещё и в качестве ледокола трудился на акватории верфи — очищал ото льда стапельный ковш. Во время Великой Отечественной войны линия фронта проходила всего в пяти километрах от завода. Всю войну здесь строились бронекатера, тральщики, плашкоуты для Дороги Жизни. «Соколик» тоже воевал, оборонял завод; на нём были установлены два пулемёта, на носу и на корме; при этом не забывал он и свою основную буксирную работу. 18 сентября 1943 г. в результате прямого попадания снаряда «Соколик» затонул. С помощью ручных лебедок и при участии водолазов пароход удалось вытащить на берег и отремонтировать.

В 1961 году пароход перенёс «операцию на сердце»: паровую машину демонтировали, вместо неё установили дизельный двигатель 3Д6, а клёпанный корпус сделали сварным, немного изменив размеры. Благодаря реконструкции экипаж сократился на одного человека — кочегар стал не нужен. В конце 80-х, незадолго до гибели Советского Союза, буксир ещё раз подвергся капитальному ремонту и замене двигателя на более мощный 3Д6Н-235С2 (235 «лошадок» вместо 150).

С развалом СССР зачахли и флот, и судостроение. Страна, имеющая выход к трём океанам, уже более 20 лет морской державой является лишь де-юре: практически весь рыболовный флот уничтожен, 95% морских торговых перевозок осуществляют корабли чужих стран, и даже большая часть действующего речного флота построена в 50−70-е годы прошлого века. Мощь флота с каждым годом всё сильнее напоминает живые мощи: до сих пор эксплуатируется на Северной Двине колёсный пассажирский пароход «Н. В. Гоголь» 1911 года постройки; скромно служит в Военно-Морском Флоте спасателем катамаран «Коммуна» (бывший «Волхов») 1915 года; и буксир «Соколик», перешагнув из кризиса начала XX-го в кризисы XXI-го, продолжает трудиться, хотя уже и не так интенсивно, как раньше. Им бы всем в памятники податься по выслуге лет, да работать некому будет: новорождённые корабли норовят сразу на чужом флаге жениться.

В декабре 2011-го «Соколик» подняли на слип для очередного капитального ремонта, подготовили к покраске корпус, для улучшения манёвренности планируется установить подруливающее устройство. Будут деньги — будет снова новее нового наш 109-летний ветеран, куда там «Авроре»…

Вот такую историю я выудил из фразы, брошенной мимоходом капитаном раритетного буксира.

P. S. Буду благодарен за любую информацию, подтверждающую либо опровергающую мою версию истории буксира «Соколик».


11:19 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:
* 1. Выберите правильный вариант:
* 2. Введите ответ цифрами: три умножить на два равно


Как обычное поздравление сделать оригинальным и интересным?

Как обычное поздравление сделать...

Прошли те времена, когда все идеи поздравлений каждый придумывал сам. Сегодня в Интернете можно найти все: готовые сценарии, поздравления с разными праздниками — торжественные или шуточные,...
Illuminares flash-game

Illuminares flash-game

Локализатор: GGMedia Статус: ОБТ Жанр: MMORPG Официальный сайт игры: http://il. ggmedia. ru Официальный страница ВКонтакте: https://vk. com/illuminares Официальный русскоязычный форум игры:Форум Пла...
Совет молодым родителям

Совет молодым родителям

Вот и настал тот самый день, когда жена позвонила из роддома и обрадовала, что Вы стали отцом! Сразу у Вас появляется чувство огромной радости, но и в то же время  страха; куда бежать, что дел...
Пластиковые окна? Узнаём подробности

Пластиковые окна? Узнаём подробн...

Дополнительная информация о пластиковых окнах никому и никогда не помешает. Тем более что бум с их установкой в многоквартирных и загородных домах продолжается. Конечно, всё в одной статье рассказать ...
Где провести старость? «Отель «Мэриголд»: Лучший из экзотических»

Где провести старость? «Отель «М...

Есть мнение, что импортным пенсионерам живется неплохо. Спросите себя, как часто вы наблюдаете российских бабушек и дедушек, прогуливающихся по Монмартру или обозревающих руины Колизея? А теперь вспом...
Славгород - где это?

Славгород - где это?

Могу поспорить, что большинство из вас даже не представляют себе, что есть в России такой маленький и неприметный город Славгород. Этот город находится в самой южной части Алтайского края. Практическ...
ПсихологияHi-TechФлора и фаунаРемонт и СтроительствоЗдоровье и МедицинаЕда, рецептыКультура и искусствоНаука и образованиеРабота и карьераДом и семья
Может заинтересовать:

О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный список полезных и отличных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать нужную информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и отличные статьи. На нашем сайте вы отыщите ответы на необходимые для вас вопросы. Простая система поиска дает возможность вам не тратя время отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск требуемой информации будет занимать у вас считанные секунды.