Какой может быть психология благотворителя?

Несмотря на то, что благотворительность в человеческом обществе существует тысячелетия, в психологии, в частности, в социальной, интерес к этому явлению возник относительно недавно. Отчасти я согласен, что мы видим определенный взрыв благотворительности и все больше людей вовлекается в этот процесс.

Но давайте не будем создавать еще один миф о том, что наши люди в массовом порядке начинают нравственно очищаться и поворачивать свое лицо в сторону ближнего.

На самом деле подавляющее число россиян благотворительностью заниматься не склонны и делают это (если делают) время от времени, в зависимости от ситуации, в зависимости от того, кому следует помочь, и т. д. Если их не организовать, не использовать, грубо говоря, в благих целях некоторые особенности мотивации потенциальных благотворителей, то они и палец о палец не ударят. Более того, существует немалый процент людей, которые вообще напрочь отказываются заниматься благотворительностью, потому что не видят в этом никакой пользы и смысла. Ответ: «Мне бы кто помог!» — это тоже не такая уж редкость в современном обществе.

Развитию «народной» благотворительности во многом способствует развитие современных средств персональной коммуникации. Собрать «оффлайн» на благотворительную акцию несколько тысяч человек, проживающих в нескольких регионах страны, очень трудно. А вот объединить «онлайн» сотню-другую людей, готовых реально чем-то помочь, трудно, но вполне возможно. Если найдутся те, кто готов взять на себя организационные хлопоты, не считаясь с личным временем, идея вполне может быть реализована. Примеров этому более чем достаточно.

Хочу затронуть еще одну тему этой проблемы, которая может далеко не всем понравиться. Иногда благотворительные группы собирают суммы на лечение человека, которые являются просто астрономическими и вызывают сомнение в их обоснованности. Встаньте на позицию той же бизнес-клиники и вы поймете, как выгодно им развивать благотворительные движения в мире. Назначай любую сумму «от фонаря», а люди «напрягутся, сбросятся и соберут».

Теперь поговорим о мотивации благотворителя. В таких случаях обычно говорят о мотивации внешней и внутренней.

Внешняя — она и вызывается вешними обстоятельствами, и больше походит на спонсорство. Да, возможных доходов благотворитель от своей деятельности не ищет, но слово «хорошая репутация» для него совсем не лишнее. Кстати, очень часто слава о благотворительности того или иного человека идет «из рук в руки», потому что «светиться» в СМИ в этом случае будет некрасиво. К этому же типу мотивации относится желание увеличить сеть своих личных социальных контактов, помочь друзьям, просто развить в себе управленческие способности, справиться с мучающим «комплексом неполноценности», который преодолевается внешней активностью и т. п.

Внутренняя мотивация благотворителя — это более сложное явление. Человек может исходить либо из эмоционального «хочу», либо из рационального «надо». И ту, и другую мотивацию его мыслей, действий, а затем и поступков, можно считать внутренними, исходящими от «души».

В случае «хочу» толчком к благотворительности могло послужить чувство сопереживания («я сама так потеряла ребенка!», «я тоже не могла найти маме деньги на лечение!»), сопричастности к происходящему («в этом городе это может запросто случиться и со мной!»).

В случае «надо» верх начинают брать несколько иные мотивы, идущие «от ума». Такой человек может рассуждать примерно так: «Все мы люди, все мы „человеки“. Поэтому нам, чтобы выжить, необходимо помогать друг другу».

Очень важен и поведенческий аспект психологии благотворителя и благотворительности. Если человек уже давал деньги на какой-нибудь проект, то он, скорее всего, даст и еще. Кроме того, вероятнее всего, человек соотносит свои решения о благотворительности с существующей у него избирательной системой ценностей и интересов. Скажем, на развитие детского футбола он денежку даст, а от помощи в лечении старика-инвалида будет всячески увиливать. Или, например, одному организатору благотворительной акции поможет, а другому — ни в какую! Несмотря на кажущуюся простоту явления, на самом деле в психологическом плане оно весьма и весьма неоднозначно.

Из сказанного вытекает то, что «благотворительность — это вам не просто так, и ею надо заниматься». При этом заниматься с учетом и ее психологической специфики, т. к. здесь много «подводных камней», о которых сегодня мы даже не догадываемся.


11:18 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Пробуем выучить язык с носителем: эффективность занятий по Скайпу

Пробуем выучить язык с носителем...

С раннего детства мы учим дополнительный язык. В школе большое внимание учителя уделяют теоретическим данным, чаще всего языковым разделам: фонетике, лексике, грамматике и т.п. Но стоит обратить внима...
Как немцы копируют Голливуд? Удачно! Мелодрама «Босиком по мостовой»

Как немцы копируют Голливуд? Уда...

Когда-то, давным-давно (если быть точным, лет сто назад), немцы в кинематографе имели вес. И даже оказывали огромное влияние на киноискусство в целом. Но случилась война, затем другая, кризис, разделе...
Миссия Дарвина / g-Force (2009) DVDRip

Миссия Дарвина / g-Force (2009) ...

Миф о том, что дети и домашние животные в рекламных роликах оказывают умиляющий эффект на зрителя в итоге воплотился в отдельном киножанре, который условно можно назвать Animal adventure – не мультфил...
Недвижимость Камчатки: жилые комплексы и тонкости монтажа

Недвижимость Камчатки: жилые ком...

Строительство панельных домов на Камчатке началось в 50-х годах прошлого века, и к настоящему моменту занимает лидирующее место среди вариантов жилья. Главные преимущества панельных домов на рынке не...
Чем русских шокирует Германия? Пивные коктейли

Чем русских шокирует Германия? П...

Скажу честно, до своего переезда в Германию я не была большой любительницей пива. Я больше люблю красное вино. Однако попробовав немецкое пиво, я была просто в восторге: никогда не думала, что у этого...
Японский хин - восьмое чудо света?

Японский хин - восьмое чудо свет...

Японский хин (японский спаниель) — древнейшая порода собак на планете. Жила при дворах японский императоров и величественных особ. Хина приравнивали к священному животному, которого посыла...
ПсихологияHi-TechФлора и фаунаРемонт и СтроительствоЗдоровье и МедицинаЕда, рецептыКультура и искусствоНаука и образованиеРабота и карьераДом и семьяИнтимная жизнь
Познавательное:

О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный список полезных и отличных статей. Каждый посетитель найдет для себя что-нибудь полезное. Адаптированный дизайн позволяет вам максимально быстро находить необходимую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать нужную информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и отличные статьи. На нашем сайте вы отыщите ответы на необходимые для вас вопросы. Простая система поиска дает возможность вам не тратя время отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск требуемой информации будет занимать у вас считанные секунды.